|
01:39 Философия мастеринга |
С технической стороны мастеринг описать довольно просто: это промежуточное звено между студией звукозаписи и заводом-изготовителем, занятое подготовкой материала для последующего копирования и распространения. Но что кроется за этими словами? Когда говорят о мастеринге, речь обычно заходит о дорогом, эксклюзивном, часто ламповом оборудовании, которое применяется в мастеринг-лабораториях. Но главная часть "оборудования", главный инструмент звукорежиссера мастеринга – это его слух. Часто можно услышать фразу: "Мастеринг – это 30% инструментов и 70% опыта того, кто занимается мастерингом". Чтобы понять, чем же руководствуется профессиональный звукорежиссер мастеринга, принимая то или иное решение, приведу высказывания известных специалистов в данной области. Взяты они из книги "Руководство мастеринг-инженера" Боба Овсински, оформленной в виде сборника с интервью. Вопрос автора: "В чем, по Вашему мнению, заключается философия мастеринга?". Greg Calbi: "Главное для меня – понять, что же человек хотел сделать в своей работе, но не смог. Нельзя просто взять трек и начать заниматься мастерингом. Иногда самое сложное – это понять чего человек хочет, "услышать" его. Однажды кто-то сказал мне слова, которые я считаю лучшим комплиментом: "Причина, по которой я всегда работаю с Вами, – в том, что мое произведение звучит так же, как сделал его я, но только лучше". И это то, к чему я всегда стремлюсь! Я не пытаюсь изменить микс – я пытаюсь его улучшить, усилить. Я беру чужую идею и работаю до тех пор, пока не почувствую: вот оно". Dave Collins: "Самое главное можно выразить словами Гиппократа: не навреди! Если клиент пришел именно к вам, значит, он вам доверился, он ждет, что его микс будет звучать лучше благодаря вам. Если вы профессионал в этом деле и занимаетесь мастерингом 10...20 лет, то вы слышите все, вы знаете, что звучит не так, неправильно. Мы живем в забавное время. У вас есть коробочка, на которой написано "мастеринг", и вы выбираете пресет рок-н-ролл и ждете чуда. Но когда человек написал книгу, он посылает ее редактору, чтобы тот прочитал и посмотрел на нее со стороны. Получая фонограмму, звукорежиссер мастеринга, подобно редактору, смотрит на нее свежим взглядом, а точнее, слушает ее "свежим слухом". Когда я слушаю запись в первый раз, то не знаю, что всю сессию гитарист конфликтовал с вокалистом или, что к концу сессии все перессорились друг с другом. Я просто слушаю звук, выходящий из моих колонок, и делаю выводы". Bernie Grundman: "Мне кажется, мастеринг – это способ заставить музыку сильнее воздействовать на слушателя, максимизировать ее. Это последний творческий шаг, а значит, последний шанс что-то изменить. Опытный звукорежиссер прослушал огромное количество материала и знает, что такое действительно хорошая запись в различных жанрах музыки. И в своей голове он постоянно сравнивает лучшие образцы с тем, что звучит в данный момент. Возможно, те образцы, которые когда-то произвели на него впечатление, содержат в себе то, что ищет продюсер сейчас… Философия заключается в том, что музыка сама должна сказать вам, что с ней делать. То, что мониторы вам говорят, – это правда (конечно, если у вас хорошие мониторы). И тогда, воздействуя на звук, вы должны чувствовать, действительно ли его улучшили или просто сделали звук ярче и/или громче, чем у кого-то". Bob Katz: "В эту профессию я пришел не так, как большинство моих коллег. Во-первых, я был аудиофилом. Во-вторых, я сделал большое количество записей в стерео (стереопарой). Это мой подход. Мне нравится естественность. Конечно же, я очень много работаю с рок-н-роллом и хэвиметал, но я всегда беру за эталон частотный баланс акустического инструмента или вокала. И, кстати, моим клиентам (хоть и не всем) этот подход тоже нравится. Сегодня существуют исключения, и если рок-группа попросит неестественно подчеркнутый бас, то я выполню ее просьбу. Но все же обычно я стараюсь работать с проектами, которые имеют естественный тональный баланс". Glenn Meadows: "По моему мнению, мастеринг всегда был и остается мостом между индустрией Pro Audio и индустрией Hi-Fi. Мы берем у заказчика материал, который в большинстве случаев хорошо звучит на мощных профессиональных акустических системах, и наша задача – заставить его звучать так же на бытовой акустике. Мы – это последний шанс разобраться в вопросе "что не так". Bob Olhsson: "Мое первое правило в мастеринге – "не навреди"! Для меня это означает понять и сделать то, что люди (звукорежиссеры, продюсеры, музыканты) пытались сделать и сделали бы, имея акустические системы высочайшего уровня, дорогостоящее мастеринговое оборудование, комнату прослушивания и опыт как у меня. Я отчасти пытаюсь поставить себя на их место и, естественно, видя весь процесс в целом, стараюсь исключить то, что стоит на пути между артистом и слушателем, – современные технологии. У вас есть исполнитель на одном конце, и есть слушатель на другом. Я считаю основной задачей держать технические аспекты как можно дальше от процесса музыкального исполнения. Это наиболее важная вещь. Только тогда вы сможете "усилить" то, что вложили в музыку исполнитель, звукорежиссер, продюсер, и донести это до слушателей, имеющих разные проигрывающие системы и условия прослушивания". Doug Sax: "Если не нужно ничего делать – не делай. Мастеринг не создает продукт, я не готовлю блюдо – я его приправляю. Если блюдо готово и ничего не требует – я оставляю его. Если даже просто добавить соль, блюдо уже будет испорчено. Я пытаюсь сохранить то, что сделал звукорежиссер. Как правило, звукорежиссер сведения имеет более скромные условия мониторного контроля, чем я, поэтому я могу, немного эквализовать, и все". Eddy Schreyer: "Необходимо сделать продукт, который был бы конкурентоспособным как по частотному балансу, так и по громкости". |
|
|
Похожие статьи:
|
Всего комментариев: 0 | |